Selene Shepard поделилась ссылкой
1 июля, 12:25
Торгуясь со всевышней совестью

Когда люди хотят защитить или оправдать свою точку зрения, они нередко приводят удивительные аргументы. Но православный, сравнивший свою потребность в религии с зубной болью, удивил.


Когда-то давно, когда все мы жили совсем в другой стране, на занятии по философии мы обсуждали тему религии. И преподаватель сказал тогда удивительную вещь, которая врезалась мне в память и до сих пор кажется справедливой.



В основе любой религии лежат три аспекта. Первый — страх перед окружающей действительностью и желание заручиться поддержкой неких высших сил. Именно этот аспект послужил причиной появления многочисленных политеистических религиозных систем, суть которых сводилась именно к задабриванию какой-то конкретной стихии с помощью молитв и жертвоприношений.


Второй аспект, возникший позднее — обозначение принадлежности к определённой группе, внутри которой существует свой уклад и установлены некие правила общественного поведения. Религия выступает здесь как инструмент управления, с помощью которого можно заставить отдельно взятого человека вести себя так, как того требуют интересы группы, даже если это противоречит его собственным интересам. В то же время религиозные заповеди, в категоричной форме диктующие определённые правила и нормы поведения, во многом освобождают человека от необходимости делать выбор и взвешивать последствия собственных действий.


Третий аспект — это взаимоотношения человека с его внутренним моральным законом, иначе — с собственной совестью. Называя совесть богом и помещая её во внешнее пространство, одновременно превращая её в отдельное от себя высшее существо, наделённое возможностью казнить и миловать по своему усмотрению, человечество совершило преступление против самого себя. Дело в том, что следовать внутреннему моральному закону, подвергая каждый свой поступок безжалостному анализу, во все времена могли только единицы. А «договариваться» с отделённой от себя совестью в виде бога доступно каждому. Чего же проще — совершив неблаговидный поступок, следом соверши набор странных и бессмысленных действий, именуемых ритуалом очищения или покаяния, и живи себе дальше, свято веруя в то, что о неблаговидном поступке можно забыть.


История знала множество примеров такого поведения — и покаянные посты, и паломничества к святым мощам, и самобичевания… И продажу индульгенций, где взаимоотношения с внутренним моральным законом были цинично сведены к товарно-денежным отношениям.



Сколько я ни смотрю на современное лицо православия, столько же я вижу именно эту торговлю между человеком и его совестью. И получается, что именно у господ православных проблемы с нравственностью и ответственностью за свои поступки, раз именно им требуется постоянно о них напоминать.


Бросил стареньких родителей в глухой деревне без элементарных удобств и забыл о них? Когда они умрут, главное — похоронить их по-православному, положенное число свечек поставить и положенные молебны заказать. И можешь спать спокойно: всё правильно сделал.


Ел поедом своих детей и внуков, которые имели наглость пытаться строить свою собственную жизнь не так, как тебе хотелось, или просто жил в своё удовольствие, не интересуясь никем, кроме себя, пока здоровье позволяло? Завесь весь дом иконами, складывай правильно персты и читай молитвы. А завтра продолжай делать то, что делал раньше, бог простит своего верного.


Шёл по головам, поднимаясь по карьерной лестнице, не гнушаясь никакими средствами? Выдержи пост, совместив его с диетой для похудения, и сходить исповедаться не забудь. Бог в помощь.


Был всю жизнь, что называется, «ни богу свечка, ни чёрту кочерга»? Ничего страшного, нахватайся умных слов наподобие «сорокоуста» и «епитимьи», пару раз в год по большим праздникам пройди поближе от церкви и клейми позором всех, кто так не поступает. Ведь это так нравственно.


Задирай нос, считай всех, кто не как ты, красивый в белом пальто, бессмысленными скотами, недостойных пыли с твоих ботинок. Ведь ты-то не такой, как они, ты особенный, ты наделён правом отделять зёрна от плевел.


Вот только «зуб»-то продолжает болеть, потому что никуда встроенные нравственность и совесть не делись. Хоть как ты их назови и хоть чем пытайся от них отгородиться, чтоб не мешали. И никакие ритуалы и высокопарные рассуждения эту боль заглушить не могут. По крайней мере, пока. Ну да можно помолиться покрепче — авось отступит.


И вот почему-то есть стойкое убеждение, что если и есть бог на самом деле, то сильнее, чем его последователи, никто его задолбать не сможет.

Ergo Vallie

1 июля, 09:00

 

жил в своё удовольствие, не интересуясь никем, кроме себя, пока здоровье позволяло?

почему блять это плохо?

Uberkatze

изменено 1 июля, в 10:51

Это не плохо. Плохо потом "раскаяться" (потому что уже нет возможности грешить) и задалбывать окружающих своей набожностью.

 

Предвидя развитие дискуссии, сразу добавлю, что сама по себе набожность не задалбывает, задалбывают ее напускные и рассчитанные на публику проявления.

Ergo Vallie

1 июля, 11:48

не считаю, что жить в свое удовольствие плохо, так же не считаю, что раскаиваться в своих ошибках и грехах тоже плохо. все мы живые люди, всем свойственно ошибаться. единственное, что делают активные воцерковленные неправильно - это пытаются навязать свои убеждения (иногда даже силой) другим людям, ущемляя тем самым их свободу вероисповедания. это неправильно, а жить так, как тебе нравится, не причиняя вреда другим людям (а в идеале - живым существам) это как раз правильно и годно

SerjDiff

1 июля, 10:17

 

Задирай нос, считай всех, кто не как ты, красивый в белом пальто, бессмысленными скотами, недостойных пыли с твоих ботинок. Ведь ты-то не такой, как они, ты особенный, ты наделён правом отделять зёрна от плевел.

И что в этом плохого ?

Элитный сорт гопоты

1 июля, 10:22

Прочитала по диагонали, но вроде дельно.